Чтобы безошибочно подобрать компрессор для покраски, прежде всего, необходимо четко осознавать масштаб и характер предстоящих работ. Затем следует тщательно изучить основные характеристики компрессора, разобраться в тонкостях подготовки воздуха и учесть нюансы выбора необходимых аксессуаров.
Давайте же углубимся в эти вопросы последовательно.
Как выбрать компрессор для покраски: ключевые характеристики
Производительность – краеугольный параметр, определяющий выбор компрессора для покраски. Именно она диктует, какой объем воздуха устройство способно генерировать за единицу времени.
Этот показатель обычно указывается в «литрах в минуту». Однако важно понимать, что он действителен лишь при строго определенных условиях: температуре воздуха +20 °C и атмосферном давлении 1 бар. Любое отклонение от этих параметров влечет за собой изменение производительности. С ростом давления производительность на выходе неизбежно снижается.
Ключевым моментом является то, как именно заявлена производительность. Российские производители обязаны указывать производительность, измеренную на выходе, в соответствии с действующими ГОСТами. Зарубежные же компании зачастую приводят объем воздуха, забираемого на входе. С точки зрения маркетинга это выглядит гораздо привлекательнее, хотя в реальности объем воздуха на выходе всегда будет меньше из-за потерь при сжатии. Например:
Потери бытовых компрессоров могут достигать 50%. Следовательно, для получения реальной характеристики производительности на выходе, заявленное производителем значение необходимо умножить на 0,5.
Для полупрофессиональных моделей этот коэффициент поправки составляет 0,55.
Паспортное значение производительности профессиональных компрессоров умножают на коэффициент 0,65 (для одноступенчатых) или 0,75 (для двухступенчатых).
Ошибка в определении производительности – наиболее распространенная при выборе компрессора. В результате он может оказаться неспособным обеспечить стабильную работу краскопульта требуемым объемом воздуха. Это вынудит вас делать частые перерывы, ожидая, пока давление в ресивере достигнет необходимого уровня. Компрессор будет работать практически без остановки, что приведет к ускоренному износу поршня и перегреву электродвигателя.
Недостаточная производительность негативно скажется и на качестве покраски:
Нестабильное давление приведет к изменению формы факела краскопульта, что вызовет неравномерное нанесение краски на поверхность.
При покраске «металликом» перепады давления спровоцируют неравномерное распределение алюминиевых частиц. Чтобы избежать подобных дефектов, придется останавливать процесс окрашивания (в это время двигатель накачивает воздух в ресивер), но краска будет подсыхать, что крайне нежелательно.
При недостаточной производительности можно успешно красить небольшие детали, но на крупных элементах (капот, крыша) добиться однородного покрытия не получится.
Чтобы избежать перегрузки электродвигателя, производительность компрессора на выходе должна быть на 30-35% выше, чем требуется для стабильной работы краскопульта.
Как подобрать оптимальный объем ресивера?
Ресивер, аккумулируя воздух, помогает сгладить колебания давления, вызванные, например, нестабильностью электропитания. Кроме того, после заполнения емкости двигатель отключается, и пока расходуется запасенный воздух, он успевает остыть. При выборе объема ресивера важно избегать крайностей, помня, что:
Слишком большой объем потребует длительной накачки воздуха, что может привести к срабатыванию термореле еще до достижения необходимого давления.
При малом объеме ресивера давление будет падать слишком быстро, а двигатель будет включаться слишком часто. Он не будет успевать остывать, что в сочетании с пиковыми скачками тока приведет к его преждевременному износу.
Минимально допустимое время работы от ресивера с выключенным двигателем – 30 секунд. Рекомендуемое – 3-4 минуты.
На выбор объема ресивера влияют и особенности потребления воздуха:
При равномерном расходе подойдет ресивер небольшого размера, что позволит сэкономить средства и выбрать более компактную модель.
Если покрасочные работы предполагают пиковые нагрузки, то стоит отдать предпочтение компрессору с ресивером большего объема.
Компрессор для покраски: критически важная подготовка воздуха
При выборе компрессора для покраски необходимо уделить особое внимание подготовке воздуха. Это чрезвычайно важный аспект, поскольку воздух, поступающий из атмосферы, после сжатия и подачи в пневмомагистраль оказывается насыщен нежелательными включениями:
Твердые частицы. Даже обычный атмосферный воздух содержит огромное количество твердых частиц (пыль, песок, пыльца и т. д.), а в промышленных помещениях его качество значительно хуже. В одном кубическом метре воздуха содержится около 180 миллионов твердых частиц, 80% из которых имеют диаметр менее 2 микрон. При прохождении через компрессор количество твердых частиц увеличивается за счет добавления ржавчины, окалины, металлической стружки, смол, нагара, сажи и т. д. После сжатия воздуха до 7 бар концентрация твердых частиц возрастает до 1,3 миллиарда. Крупные твердые частицы, двигаясь на высокой скорости, врезаются в тонкую пленку краски, оставляя видимые глазом "кратеры".
Вода. Воздух всегда, в большей или меньшей степени, насыщен водяными парами. При сжатии воздух нагревается, а при движении по пневмомагистрали – резко остывает. В результате водяной пар конденсируется, превращаясь в мелкие капли воды. Например, при средней влажности (70%) компрессор производительностью 400 литров в минуту и давлении 8 бар за 8 часов работы образует около 7 литров воды.
Масло. В виде пара или аэрозоля оно неизбежно попадает в воздух при прохождении через компрессорный блок. Концентрация масла зависит от конструкции компрессора. Наибольшее количество масла выделяют поршневые компрессоры – до 50 мг на кубический метр. Винтовые компрессоры выделяют значительно меньше – всего 2-5 мг/м3. Чем старше и изношеннее компрессор, тем больше масла попадает в воздух.
Наличие твердых частиц, влаги и масла ухудшает качество покраски. В некоторых случаях дефекты можно исправить шлифовкой верхнего слоя, но это потребует дополнительных затрат. В большинстве же случаев всю работу придется переделывать заново, начиная с удаления свежей краски. Кроме того, качество воздуха напрямую влияет на срок службы краскопультов. Статистика показывает, что в 8 из 10 случаев отказ пневмоинструмента вызван именно низким качеством подаваемого воздуха.
Согласно ГОСТ 17433-80 (определяющему стандарты чистоты), сжатый воздух для окраски автомобилей должен соответствовать параметрам первого класса. Концентрация воды, масла и твердых частиц диаметром не более 5 мкм не должна превышать 1 миллиграмм на кубический метр. Добиться этого можно установкой нескольких фильтров:
Фильтр грубой очистки задерживает частицы диаметром до 5 мкм.
Фильтр тонкой очистки, в зависимости от типа, может задерживать частицы до 0,01 мкм.
Для эффективной работы фильтры устанавливают последовательно: сначала грубой, а затем тонкой очистки. Фильтры располагают как можно дальше от выходного клапана компрессора (не менее 5 м) и ближе к краскопульту. Чем больше расстояние от выходного клапана, тем сильнее охладится воздух и тем эффективнее он будет очищен.
При работе в условиях высокой влажности используют осушители воздуха:
Абсорбционные осушители впитывают влагу при прохождении воздуха.
Рефрижераторные осушители охлаждают сжатый воздух, вызывая выпадение влаги.
Выбирая компрессор для покраски, можно добиться необходимого качества воздуха как путем подбора отдельных элементов (используя специальные таблицы для подбора оборудования), так и приобретая готовые блоки подготовки воздуха. Последние часто оснащают манометрами для контроля давления. При расчетах следует учитывать, что установка блока подготовки воздуха создаст дополнительную нагрузку и потребует увеличения расчетной мощности компрессора.
Шланги и рукава для компрессоров
Рукав служит для подключения пневмоинструмента к компрессору. В промышленных условиях для создания трасс подачи воздуха используют прямые шланги, а в автомастерских и в быту наибольшее распространение получили витые (спиральные) рукава. Их особенность заключается в том, что они всегда стремятся вернуться в исходное (спиральное) положение. Это делает их очень удобными в использовании, но такая форма влияет на выбор мощности компрессора.
Например, при использовании витого рукава диаметром 9 мм и длиной 10 м падение давления составит от 1,7 до 2 бар. Если на выходе из компрессора будет 6 бар, то на входе краскопульта – 4,3-4 бар. Чем длиннее рукав, тем мощнее должен быть компрессор, но рекомендуемая длина не должна превышать 10 метров.
Краскопульты для покраски
Важно упомянуть, что особенности используемых инструментов (краскопультов) не менее важны для качественной покраски. Сегодня наиболее популярны три типа краскопультов:
HP – инструмент для начинающих мастеров и выполнения простых бытовых работ. Для его нормальной работы компрессор должен создавать высокое давление (от 2,5 атмосфер).
LVLP – профессиональный и дорогостоящий краскопульт, требующий хорошей подготовки. Для стабильной работы давление на входе должно составлять 1,5-2 атмосферы, а расход воздуха – от 160 до 200 литров в минуту.
HVLP – компромисс между LVLP и HP. Входное давление – от 2 до 3 атмосфер, а поток воздуха – 200-300 литров в минуту.
Компрессор Fubag: Идеальный выбор для покраски
Советы покупателям
Товары
#PROP_TITLE#
:
#PROP_VALUE#
- Комментарии
Загрузка комментариев...